? На базе Точки кипения ОГУ в рамках проекта «Университетское технологическое предпринимательство» 28 октября 2022 прошла встреча студентов, будущих стартаперов с действующим технологическим предпринимателем, руководителем группы компаний «ИнЭнерджи» Алексеем Кашиным, выпускником Оренбургского госуниверситета, а также руководителем стартап-проекта 2022 года «ЛайкСтатс» Максимом Одинцовым.
Для ребят значение таких встреч трудно переоценить. Здесь можно «почувствовать» живые кейсы, узнать эксклюзивную информацию от первого лица, задать вопросы. Отсюда и повышенный интерес к встрече.
К слову, сегодня компания «ИнЭнерджи» – лидер формирующегося рынка топливных элементов и мобильных источников энергии в России.
? Почему технологическое предпринимательство – это БОЛЬШАЯ СТАВКА?
? Какими качествами должен обладать технологический предприниматель?
? Какие новые возможности появляются сегодня?
Тернистый путь к успеху.
От первого лица – Алексей Кашин, основатель ГК «ИНЭНЕРДЖИ».
«У меня немного необычная траектория. У меня первая часть карьеры была в информационных технологиях. Я учился по специальности «Программное обеспечение и вычислительная техника автоматизированных систем». Работал после оренбургского политеха по специальности. У меня была довольно бурная карьера в информационных технологиях. Мне тогда казалось, что я очень хорошо понимаю, как работает рынок. Это был 2007 год. Я решил, что хватит работать в найме, пойду-ка я позанимаюсь предпринимательством. Первое время у меня неплохо получалось. Мы организовали компанию, системный интегратор, вместе с партнерами. Была компания здесь в Оренбурге, компания в Питере. Так получилось, когда я несколько подрос с точки зрения бизнес-понимания, я увидел, что рынок ИТ в той нише, в которой мы работали, да и вообще рынок в целом – он зрелый, сформировавшийся, есть очень большие игроки, которые определяют правила игры. Стартапы в таких условиях подобны топливу для больших корпораций.
Так совпало, что в тот момент мне попалась такая тематика, которая называется «топливные элементы». Совсем случайно. Мы строили системы резервного электропитания, и я для себя осознал, что бывают задачи, где дизель-генератора недостаточно, а батареи не могут обеспечить такое длительное резервное питание. И я узнал, что есть такие топливные элементы. Через некоторое время начался процесс, который превратился в Национальную технологическую инициативу, это были первые форсайт-флоты, когда пытались посмотреть, а какие рынки будущего возможны, которых сегодня не существует.
?? Вот один из рынков, мы на нем работаем и, можно сказать, в значительной мере участвуем в его создании – это рынок перспективной энергетики, рынок электротранспорта, рынок всего, что связано с инфраструктурой послезавтрашнего дня.
И получилось так, увлекаясь этим, я постепенно начал факультативно пытаться посмотреть, а что есть у нас в стране, какие научные группы, и увидел, что это совсем пустое пространство, просто гринфилд. Были осколки научных коллективов с советских времен. Мне показалось, что это более интересная задача, когда ты понимаешь вектор притяжения к чему-то большому, гравитацию послезавтрашнего дня, и понимаешь, что ты можешь в этом векторе двигаться.
? Вот это и есть большая ставка. Заняться чем-то, что на сегодня вообще не очевидно большинству людей. Мы когда дошли до первых продуктов, у нас все встречи с заказчиком заканчивались одинаково – они говорили: «А что это вообще такое??? Какие-то элементы, электрохимия. Можете что-нибудь показать?».
У нас первый продукт, который получился, это, по сути, образовательный продукт, который показывал просто принцип работы – это система электропитания масштаба «на столе». Вот у нас тут есть водород, и вот электрическая энергия, вот лампочка горит. На сегодня уже многие про это слышали. И в последние годы это такой хайп – водород. Лет 10-15 назад этого не было совсем.
И у меня дальше такая совсем похожая на типичную технопредпринимательскую траекторию – я этим заболел, увлекся и подумал, что это то, чем я хочу заниматься. На тот момент был в принципе довольно успешный бизнес, я из него постепенно вышел и сколько было свободных ресурсов в эту тему загрузил. У меня сразу ничего не получилось. Был очень длинный инкубационный период – больше 6 лет я занимался этой темой без каких-либо результатов и потратил туда все деньги, какие у меня были. Взял на себя дополнительных обязательств, тоже туда их потратил и пришел в точку, когда больше вариантов нет, не получается, тема интересная, хорошая, но я остался совсем без ресурсов просто как сотрудник. В этот момент у меня была одна энергоустановка на топливных элементах, приобретенная у коллег, и я искал место, где ее просто поставить. Проведенчески так случилось, что я попал в Черноголовку, в институт проблем химической физики. Мне повезло, я ее поставил в правильном месте, появились первые заказчики, появился первый интерес. Я вдруг осознал, что являюсь востребованным специалистом в этой теме, и на уровне мировых конференций, конгрессов хорошо ориентируюсь не просто в тренде, а знаю насквозь всю историю. ☝?
Я себе за эти годы сложил такой инструмент в голове, я тогда не знал как назвать, сейчас я его называю «технологическая карта». Я понял, что есть коллеги двух типов: одни мыслят технологиями, а другие мыслят дорожными картами – финансами, деньгами, где это все взять, куда потратить. Я осознал, что у меня в голове это все «поженилось». Я понял, что можно быть оператором большой технологической карты, понимать куда это всё движется. Мне кажется, что для будущего технопредпринимателя это вообще основной инструмент, без которого что-либо делать – ну очень странно. Это рельефное понимание рынка и технологий. Можно сказать, что такая карта – это такой сложный граф, когда мы движемся из технологии – это нижняя часть, у нас ветви этого графа торчат в рынки будущего, которые мы себе воображаем. Внизу у нас технологии, материалы, продукты и мы видим, как сочетая это можно прийти туда, куда многие стремятся. Может быть как-то повлиять на эти технологические траектории, выделить так риски технологические. Я через некоторое время осознал, что очень ценно понимать технологические риски и в них инвестировать, то есть делать то, что все делать боятся. Вот это была бы здоровская история, если бы…но вот эта проблема, она нерешаема. И вот нужно посмотреть на эти точки, это то, что называется преодоление технологических барьеров. Решить то, что раньше не решалось. Часто таких точек несколько. И это есть ставки, и изучение всего этого опыта дает рельефную картинку.
❗️ На мой взгляд, в высокотехе для технологического предпринимателя самое главное – это длинная воля.
Есть много людей, которые загорелись, попробовали. Я может крамольную вещь скажу – не верьте, когда вас агитируют за технологическое предпринимательство! Если можете не заниматься технологическим предпринимательством, а заниматься чем-нибудь другим – занимайтесь. Это самая сложная тема из всех что есть! Требования, которые к себе нужно предъявлять и объем длинной воли, который нужен, чтобы это делать, он действительно большой. Поэтому это ВЫСОКАЯ ставка.
Историю про попробовать лучше не начинать, потому что с вероятностью 99,9 в периоде ничего не получится ни с первого, ни со второго, ни с пятого. Это долгий упорный труд и в этом плане технопредпринимательство, на мой взгляд, на следующие 10-15 лет – это главная тема, которая вообще есть. Таких людей мало, их будет мало. Это часть общества, которая может менять окружение через технологии.
Мне кажется, что история про высокую ставку, история про технопредпринимательство – она про то, что если предъявлять к себе долго повышенные требования, то обязательно получится. Чтобы этим заниматься, надо уметь преодолевать сложный ментальный барьер, который называется переход из уровня концепции в уровень спецификации. Я вас призываю к осознанному подходу к предпринимательству. Вы можете начинать пробовать какие-то вещи, получать опыт, это здорово, но вы должны понимать «поляну». Нужно иметь собственную картинку.
Есть люди 2 типов. Есть калейдоскопное мировоззрение, а есть мозаичное. Калейдоскоп если потрясти, там всегда красивая картинка. Большинство людей, потребителей – они так всю жизнь живут. Им трясут маркетологи картинками, и они поворачиваются, верхняя полочка, нижняя полочка. Мозаичный тип мышления – это когда есть своя картина мира, есть свои принципы, устои, вы понимаете, что вы делаете и зачем. И у вас эти макрофакторы – это константа. Вы их определили, вы можете их уточнять, но они у вас есть, у вас своя система координат, и вы в эту систему вкладываете пазлы. И у вас получается мозаика, у кого-то менее подробная, у кого-то более, но тем не менее вы системно мыслите. Для технологического предпринимательства нужен второй тип мышления. Нужна системность, нужно понимать, для чего вы это делаете.
❓ То есть надо ответить себе на вопрос – мне это зачем? Денег заработать? Общество, которое зарабатывает для того, чтобы тратить на потребление, закончилось. Это все про позавчера. Мне кажется, что у нас в стране должен родиться предприниматель нового типа. Мне лично предприниматель западного типа не близок и нашему обществу он не близок. Мне кажется, у нас в стране есть базовые предпосылки, чтобы новую экономическую модель, построенную на предпринимательстве нового типа именно в этот сложный период времени родить.
У нас в стране будут ОЧЕНЬ интересные процессы происходить в следующие 20-30 лет. И здесь нужно на себя посмотреть объективно. Если вы можете сделать такую высокую ставку в технологическом предпринимательстве, в одной области, в другой, с чего-то начать, то нужно это делать.
☝? Сегодня идет процесс большого слома, старые модели в нашей стране, в мире – они уходят. Не важно по каким причинам. Сейчас открываются другие окна возможностей. Очнитесь в этом моменте, посмотрите. Вариантов масса. Начните что-то делать, формируйте системную картинку, зарядитесь на эту длинную волю, все это может получаться. Обстоятельства складываются так всегда – сначала что-то мешает, потом помогать начинает через какое-то время. И вам любой человек, который упорно и долго чем-то занимается, об этом скажет. У нас здесь все может получиться. С точки зрения своей компании скажу – то, что мы делаем это попытка создать отрасль. Нам в стране нужна новая отрасль, которая будет построена на этих электрохимических технологиях, вокруг нее будут созданы разного рода производства. Мы новые отрасли не строили последние 30 лет. Последний крупный проект мирового масштаба, который мы реализовали – это атомный проект. Нам нужен новый атомный проект, чтобы реализовать его узлы в целом нужны предприниматели и в целом нужна вера, что это возможно. Нужно как минимум попробовать. Вот я пробую и вас тоже призываю попробовать. Спасибо!»